Польские "правые" восхищены "разумным консерватизмом" Владимира Путина

"Разумный консерватизм Владимира Путина вместо неомарксистской идеологии, идущей с запада" - так один из польских правых порталов рассматривает недавнее выступление российского президента, цитируя его обширные фрагменты.

Между тем эксперты годами предупреждали, что консервативная идеология Кремля - ​​не более чем фасад и инструмент, служащий его интересам.

Один из важнейших интересов российского правительства - ослабить западные государства изнутри. В этом контексте чаще всего упоминается дезинформация в широком смысле слова. Однако не только она. Также важно влияние на политическую элиту. Не прямой контроль, а склонность придерживаться взглядов, более близких к российским.

"Консервативное идеологическое (и политическое) предложение адресовано той части европейской элиты, которая является евроскептичной, антиамериканской и антиглобалистской и защищает традиционно консервативные христианские ценности", - писали в 2015 году аналитики Центра восточных исследований Витольд Родкевич. и Ядвига Рогожа в своем анализе, посвященном консервативной идеологии официального Кремля.

Путин соблазняет правых

Теперь на польском правом портале wPolityce появился текст Гжегожа Гурного под названием: "Предложение Путина западным правым: разумный консерватизм вместо неомарксистской идеологии". Это широкое освещение недавнего выступления президента России на форуме "Валдай". Это ежегодное мероприятие, на котором эксперты обсуждают политику России и стоящие перед ней вызовы. Он поддерживается Кремлем и служит, среди прочего, для представления его взглядов на мир.

Гурный цитирует обширный фрагмент выступления Путина в этом году, в котором он сравнивает текущие социальные и культурные тенденции в западных странах с тем, что коммунисты делали в СССР в 1920-х и 1930-х годах. Он заявляет, что точно так же, как фанатики, одержимые в то время больной идеологией, хотели разрушить существующий мир и создать новый по-своему, не уважая такие ценности, как традиции и семья, то же самое происходит и сейчас в мире. Запад. Автор статьи приводит, в частности, следующий фрагмент заявления президента России:

"Во многих западных странах обсуждение прав женщин и мужчин превратилось в настоящую фантасмагорию. Вы увидите, и вы придете к тому, что предлагали большевики, - не только к социализации кур, но и к социализации женщин. Еще один шаг, и ты будешь там".

Гурный резюмирует аргументы Путина: "Неудивительно, что приведенные выше аргументы здравого смысла нравятся многим консерваторам в западных странах". Он добавляет, что, как это ни парадоксально, бывший офицер КГБ является большей надеждой для многих европейских сторонников консерватизма, чем папа или церковь. Наконец, он оговаривает, что "мы, поляки, знаем, как Россия действует лучше, чем люди на Западе", но не уточняет, что это на самом деле означает. Во всем тексте нет ни слова о том, чем на самом деле является продвигаемая Кремлем идеология "консерватизма здравого смысла".

С другой стороны, это искусно созданный инструмент российских властей, пустая оболочка, служащая только их целям. Как пишут авторы анализа OSW:

"Кремль подходит к консервативной идеологии чисто инструментально, используя ее для создания идеологического противовеса оппонентам, которые требуют либеральной реформы нынешней системы власти. [...] Более того, фактические действия представителей правящего лагеря, особенно их крайний материализм и показное потребительство, а также симбиотические экономические связи с Западом, противоречат провозглашенным ценностям."

Проект под названием "здравый консерватизм" был запущен в окружении Путина в 2011 году, когда он готовился вернуться на пост президента после перерыва в исполнении роли премьер-министра, в обход конституционного запрета на пребывание на посту президента более двух сроков. Его возвращение вызвало большое недовольство в более либеральных кругах России и части элиты.

В дополнение к традиционным инструментам, таким как политические репрессии, была предпринята попытка создать новый идеологический инструмент, которого Россия была лишена после распада СССР и краха коммунизма. Без официальной идеологии русские склонялись к ценностям западной либеральной демократии, которая в конечном итоге представляла угрозу авторитарной и коррумпированной системе власти, созданной Путиным и его окружением.

Таким образом, правительственный лагерь продемонстрировал, что он явно исключает все попытки модернизации по западным образцам. Кремль использовал тезис о том, что Россия коренным образом отличается от современной западной цивилизации, чтобы создать идеологический противовес либерализму и исключить принятие западных политических моделей. Этот тезис также служит оправданием стремления России стать великой державой, формирующей мировой порядок, и противостоять "дегенерирующему" Западу и искать союзников.

Суть идеологии, продвигаемой Кремлем, состоит в том, чтобы создать видение мира таким образом, чтобы его действия казались правильными и разумными. Именно Россия и россияне должны руководствоваться рациональным выбором. Приверженность традиционным ценностям, таким как семья и религия, которые должны быть основой стабильного общества. Более того, Россия и русские должны быть разными, уникальными в силу своей истории. Вот почему некоторые западные идеи, такие как либеральная демократия, не должны существовать на российской земле. Здесь необходимо сильное центральное правительство с сильным, но заботливым контролем над гражданами. Они, с другой стороны, должны быть послушны авторитету, дисциплинированы и готовы служить Родине для чего-то большего, чем эгоистичные личные нужды. Те, кто противостоит власти и провозглашаемым ею идеям, являются противниками,

Россия не в форме

Если это звучит как идеальный вариант для авторитарных хозяев Кремля, то это не так. Просто для них была создана эта идеология, и она продвигается в их интересах. Хотя это не очень хорошо сочетается с российской действительностью. Консерватизм и религиозность россиян - это сказка. 

Согласно независимому исследованию Левада-центра, приведенному в анализе OSW, лишь несколько процентов граждан России активно участвуют в религиозной жизни. Уровень разводов является одним из самых высоких в мире, и хотя он официально снизился за последнее десятилетие, он все еще колеблется на уровне четырех на тысячу граждан. Количество браков явно падает: с 9/1000 граждан десять лет назад до 5/1000 сегодня. Со времен СССР Россия также была первой страной в мире по количеству абортов, пропорциональному численности ее населения. До сегодняшнего дня этот показатель значительно упал. В 2010 году было произведено около 1,2 миллиона абортов. В 2020 году около 600 тысяч. Ограничение этого числа - одна из важных целей политики Кремля, но не из соображений морали или каких-либо религиозных идей. Это просто вызвано страхом перед ускорением депопуляции России.

Вы не можете в то же время отрицать , что некоторые элементы консервативной идеологии Кремля ударили русский по вкусу. Как пишут авторы анализа OSW:

"Ссылаясь на консервативную идеологию, властям удалось усилить общественную поддержку Владимира Путина и оправдать репрессивные меры, направленные против представителей элиты и среднего класса. Действия Кремля, направленные как против олигархов, так и против различных меньшинств (сексуальных, религиозных, этнических), а также лозунги борьбы с "американским империализмом" и западным вмешательством в постсоветские государства были с энтузиазмом восприняты широкими слоями общества."

Однако эксперты скептически относятся к тому, защитит ли такая идеология кремлевские власти в долгосрочной перспективе от падения поддержки, в основном вызванного экономической ситуацией. Русские очень политически пассивны, чему болезненно научил их опыт работы в нескольких поколениях. Следовательно, они не выступают против авторитарного правления и не будут защищаться во имя какой-то искусственной консервативно-национальной идеи. Тем более, что правящая элита, которая ругается лозунгами о борьбе с западной гнилью и в безрезультатной защите русских традиций, открыто потребляет эту западную гниль в виде различных предметов роскоши."

Однако авторы анализа OSW подчеркивают, что, как и на внутренней арене, консервативный курс имел некоторые положительные последствия для Кремля, и это имеет место и на международной арене. 

Это позволило России расширить лагерь сторонников российской политики в Европе, включив в него радикальное, популистское и евроскептичное правое крыло, которое в последние несколько лет, благодаря своим успехам на выборах, перестало быть политическим маргиналом и превращается в серьезная политическая сила. Использование этой идеологии также способствует попыткам Кремля установить тактический союз с консервативными христианскими общинами (в том числе внутри Римско-католической церкви) как в Европе, так и в США.

Последствия идеологического наступления Кремля можно увидеть, в том числе, в таких статьях, как упомянутая на сайте wPolityce. Хотя это и не признается открыто, это преподносится в положительном свете как "здравый смысл" и противопоставляется предполагаемому "неомарксизму", исходящему с Запада. Без более подробного описания того, что такое российская идеология на самом деле и какие интересы за ней стоят. Хороший восток, плохой запад.