После победы в Великой Отечественной войне, в 1947-м году из уголовного кодекса вождь народов исключил смертную казнь. После долгих лет репрессий и военных потерь обескровленная страна приняла это изменение на ура, как гуманизации советского законодательства. Правда, продержалось нововведение неполные три года, и в 1950-м году казнить преступников снова стало разрешено.
Историки небезосновательно связывают это обстоятельство с т. н. ленинградским делом, в ходе которого были сняты с должностей и репрессированы Н. А. Вознесенский, председатель Совета министров и куратор Госплана, и А. А Кузнецов, секретарь ЦК с подведомственными ему силовыми структурами.
На тот момент эта ситуация казалась странной, т. к. Сталин неоднократно высказывался об этих ленинградских партийных деятелях в превосходной степени, и даже публично называл их своими преемниками.
В результате рассмотрения по Ленинградскому делу было арестовано более двух тысяч приближенных сотрудников, двадцать из которых были приговорены к высшей мере наказания.

Существует несколько теорий, почему так произошло. Возможно, старая гвардия в лице Маленкова, Берии и Кагановича увидела в новых звездах партии конкурентов, способных потеснить их подле Сталина, и спровоцировала разбирательство. Или же сами Вознесенский и Кузнецов не гнушались никакими средствами, чтобы подняться к вершинам власти.
Как бы то ни было, Сталину поступило донесение об исчезновении документации о добыче стратегически важных полезных ископаемых, а также о сфабрикованных достижениях по выполнению государственного плана, и крупномасштабных коррупционных действиях своих новых любимцев.
Узнав об этом, Сталин не стал сразу рубить с плеча, и лишь понизил их в должности. Вознесенский был отправлен работать в Государственный банк, а Кузнецов переправлен на Дальний восток в качестве местного главы ЦК.
Но на этом череда донесений не прекратилась, и вскоре вождь получил сведения о том, что группа врагов под началом вышеупомянутых Вознесенского и Кузнецова начали процесс создания альтернативной компартии с далеко идущими планами по отъединению от Советского союза. Это было уже слишком! И Сталин вновь запустил машину репрессий. Расстреляны были не только заговорщики, но и их родные и коллеги. В частности, вождь всех народов приказал подвергнуть расстрелу родных сестру и брата Вознесенского.