Наказать отключением от международной платежной системы, санкциями и всем, чем угодно, не озираясь на последствия. Последствия санкций уже сейчас ощущает Европа, где цены на энергоносители уже на январь прогнозируются четырехзначные.
Есть, правда, и трезвые мысли. Так The Economist решила разобраться, как приименные к России рычаги «сдерживания» откликаются на самом коллективном Западе.
За основу анализа взяли ситуацию в которой Россию отключили от SWIFT, системы, которая объединяет 11 тысяч банков и 200 стран и позволяет совершать трансграничные платежи.
И тут начались подводные течения. Во первых SWIFT, финансовая организация со штаб-квартирой в Бельгии, строит свою миссию в мире на политическом нейтралитете. Это такая Швейцария времен Второй Мировой войны. Поэтому «воевать» против кого-то они вряд ли станут.
К тому же Россия готова к такому сценарию если не со времен СССР, то уж с 2014 года точно. Теперь альтернатива SWIFT - система передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России. Она вполне может заменить международную систему в масштабе ЕАЭС.
К тому же и Россия, как обещала, ответит зеркально, попросту говоря, займет роль управдома в Европе и отключит газ. А еще потребует вернуть свои активы, которые сейчас в район 310 млрд евро. И вот эти-то активы Россия преспокойно направит в Азию. Чтобы поддержать китайскую платежную систему CIPS, между прочим, прямого конкурента SWIFT. Так что пуст отключают, Россия большая не идет бизнес с одного конца, пойдет со второго.