"Тройной одеколон" - один из самых популярных в СССР. Но мало кто знает, что на самом деле он появился более 300 лет назад.
Впервые это средство упоминается в 1694 году. Конечно, тогда парфюм назывался иначе, но описывался как спиртовой настой с добавлением нескольких эфирных масел и встречался в записях тогдашних немецких аптекарей, сообщает Yaustal.com.
Примечательно, что изначально это средство рекомендовалось как лекарство - им растирали, обеззараживали и даже внутрь принимали. Применяли при родах и даже тот чумы.
Итальянский немец Джованни Мария Фарина поставил производство этой спиртовой настойки на поток. Он унаследовал лавку и рецепт настойки: 64 процента спирта плюс вытяжки из розмарина, лаванды и бергамота. Это и была первая версия происхождения названия - три компонента и название от этого "Тройной". Фарина ввел в оборот слово "о-де-колонн" (вода из города Кельна с явным запахом). Одеколон продавали в основном как гигиеническое средство и как лекарство.
Кельнская вода стала популярна в Европе. Ее использовали от всего - от болей в спине до прыщей, а мужчины оценили за резкий, "брутальный" запах.
Крутой вираж в истории "Тройного" случился благодаря Наполеону. При подготовке к завоевательным компаниям император выпустил указ: все аптекари должны были открыть рецепты всех своих лекарственных снадобий и передать их властям. Это нужно было, чтобы армия была снабжена доступными лекарствами.
Аптекари не хотели раскрывать все свои секреты, и пошли на хитрость, объявив Кельнскую воду парфюмерным средством, а не лекарством. А для достоверности прибавили к основной формуле эфирные масла цветков померанца, лимона и бергамота. Три основных+три новых - вот так и появилось название "Тройной".
Чтобы выделиться и заманить покупателей, аптекари стали добавлять в рецепт одеколона что-нибудь свое. Но тот самый рецепт с тремя основными и тремя спешно добавленными компонентами стал эталонным.
Чтобы не ссориться с Бонапартом, аптекари выдали в армию уже готовые партии одеколонов, в качестве извинения, что не раскрыли рецепт. Поэтому в Россию французская армия пришла распространяя аромат "Тройного одеколона". Его использовали вовсю: и раны прижигали, и парфюмились, и дезинфицировали, и от кожных паразитов.
Медицинские свойства и оригинальный запах парфюма оценили в России и после окончания войны его стали производить у себя. некоторое время его даже называли одеколон "от Наполеона", в качестве рекламы.
После революции мануфактура Брокара, где производили одеколон, была национализирована и стала фабрикой "Новая заря".
Но "Тройной" не изменил своего состава, и мужчины Советского Союза охотно им пользовались, а по возможности старались покупать уже одеколоны второго поколения, например, "Шипр". Но "Тройной" не сдавал позиций, его ценили в качестве недорогого средства и опять же на все случаи жизни - и прижечь ранку, и спину растереть и прыщ прижечь. С помощью одеколона также ставили банки, так как "Тройной" не коптил при поджигании.