Печальная история выдающегося ювелира Фаберже, который умер в бедности

Судьба талантливого мастера ювелирных дел сложилась трагически: после революции он потерял все, что имел.

Петр Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года. Отцом был Густав Фаберже, владелец ювелирной компании в Петербурге. У Карла был брат Агафон, отец хотел, чтобы в будущем сыновья взяли управление компанией в свои руки. К этой миссии Густав готовил детей уже с юных лет. 

Карлу дали отличное образование. Он учился в Петербурге, потом в Дрездене, в молодые годы много ездил по Европе, набираясь жизненного опыта и знаний.

В 24 года Карл стал работать с отцом. Очень скоро он взял семейное дело полностью под свой контроль. Агафон работал в компании художником. В 32 года он умер. В 26 лет Карл женился, у пары было 4 сына.

Семейная фирма под управлением Карла производила не только ювелирные украшения, но и другую продукцию - зажимы для галстуков, броши, пряжки, портсигары, медальоны, посуду, рамки для фото, настольные часы, письменные приборы, каменные фигурки. Товары Фаберже были рассчитаны не только на элитную аудиторию, но и на людей со средними доходами.

Это был пик успеха, на его фоне Карл открыл 8 мастерских, и у каждой было свое направление (изделия из золота, серебра, эмалированные и так далее).

В 1882 году стал знаковым для компании, которая на тот момент уже процветала. Изделия Фаберже понравились императору Александру III. Карла сделали личным ювелиром императорской семьи. Каждая вещь, которую делал Фаберже, была уникальной. 

Как-то раз император приехал из долгого путешествия по Европе, где ему очень понравилось пасхальное яйцо 18 века. Оно было выполнено из слоновой кости. У императора появилось желание сделать для супруги особенный сюрприз. Он заказал Фаберже сделать такое же яйцо к Пасхе. 

В 1885 году мастер показал итог своей работы. Это яйцо могло открываться, внутри содержалась золотая сердцевина-желток, в нем скрывалась маленькая золотая курочка, в ней - мини-копия короны императора. Царственные супруги были в восторге от этого яйца. Теперь они стали заказывать такие яйца у Фаберже каждый год. Каждое изделие готовилось ровно год. 

Традицию продолжил Николай II, но он делал заказы уже на 2 яйца в год. Карл Фаберже изготовил около 50 такий яиц. Стоимость варьировалась от 1000 до 25 000 рублей за штуку. Позже, в Первую мировую войну, мастер сделал яйцо из стали, в нем были вставки из патронов. 

Вплоть до 1914 года бизнес шел в гору, вскоре филиалы компании Фаберже появились в Москве, Одессе, Лондоне, Киеве. Коммерческая выгода была не главной целью ювелира, он получал истинное наслаждение от работы, это было настоящее творчество высшего уровня. 

С начала Первой мировой войны Карл преобразовал компанию в духе времени. Теперь здесь делали медицинские шприцы, медную посуду для военных госпиталей. 

Потом была революция 17-го года. Большевики национализировали компанию Фаберже. В 1918 году Карлу Густавичу предложили уехать из России, якобы под видом дипкурьера Британии. В то время ювелиру было уже 72 года, и он сразу ухватился за эту возможность. Они с женой собрались за 10 минут. Из всех вещей был лишь маленький саквояж с одеждой и некоторыми изделиями Фаберже. 

Начались скитания. Сначала это была Рига, там тоже было неспокойно. В Берлине от революции тоже не удалось убежать. Чета Фаберже переезжала из города в город в поисках пристанища. В конце концов остановились в Висбадене. 

Так, Фаберже бежал из России и потерял дело всей своей жизни, к тому же он был разлучен с детьми. Все эти события подорвали здоровье уже немолодого ювелира. Он часто говорил одну очень символичную фразу: "Жизни больше нет". За границей Фаберже жил на грани бедности. 

В 1920 году начались серьезные проблемы с сердцем. Жена помогла ему выехать в Швейцарию для восстановления сил. 24 сентября 1920 года мастер сделал себе поблажку: он решил выкурить сигарету. Затянувшись несколько раз, Фаберже упал. Произошла остановка сердца. Фаберже было 74 года. 

Его могила находится в Каннах. Многие яйца из знаменитой коллекции ювелира большевики продали за копейки.

article_image 15:25

Завод Toyota в Санкт-Петербурге могут передать «Алмаз-Антей»

Минпромторг вместе с концерном «Алмаз-Антей» прорабатывают возможность запуска производства электромобилей E-Neva на бывшей площадке Toyota в Санкт-Петербурге. Об этом 12 апреля рассказал вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров.