Катализатором нового кризиса может стать стремительны рост задолженности корпораций и государств с низкой финансовой устойчивостью. В числе главных факторов риска специалисты регулятора называют увеличение спекулятивной составляющей в составе корпоративной задолженности, а также появление предпосылок для краха рыночных (и, в частности, биржевых) пузырей.
Инвесторы начнут стремительно избавляться от рискованных активов, что неизбежно приведет к возникновению серьезных экономических проблем у развивающихся государств. Труднее всего придется странам, имеющим крупные обязательства в иностранной валюте.
В конечном итоге уже в первом квартале 2023 года может начаться масштабный финансовый кризис, масштабы которого будут сопоставимы с тем, который случился в 2008-2009 годах. Его особенностями будут длительный период неопределенности и затяжное восстановление. Цены на нефть эталонного сорта Brent упадут до 40 долларов за баррель, ВВП России уменьшится до 1,4 – 2,4 процента, ключевая ставка Центробанка может взлететь до 8,3 – 9,3% годовых.
Стоит отметить, что данный прогноз является лишь одним из нескольких вариантов развития событий, предполагаемых Центробанком. Основным считается Проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2022 – 2024 годы, а в качестве альтернативы рассматривается, кроме очередного мирового финансового кризиса, вероятность усиления пандемии коронавируса и стремительный рост мировой инфляции.