Почему США проиграли войну во Вьетнаме? Именно эти факторы привели к поражению американцев

October 23, 2021 07:54
Почему США проиграли войну во Вьетнаме? Именно эти факторы привели к поражению американцев

Во время войны во Вьетнаме 58 000 американских солдат были убиты и почти 155 000 ранены. Вся операция обошлась в 150 миллиардов долларов. Однако огромные усилия оказались напрасными. Почему это случилось?

В более широком смысле, вмешательство США в дела Вьетнама с самого начала было основано на неверной предпосылке: вместо того, чтобы руководствоваться интересами вьетнамского народа, американские политики рассматривали в основном требования своей собственной внутренней и внешней политики, включая первостепенный императив сдерживания Китай.

Слабость правительства Сайгона

Решения, принятые сменяющими друг друга администрациями по эскалации конфликта, вызывают удивление в глазах потомков и кажутся непонятными, потому что все политические игроки того времени должны были осознавать слабость правительства Сайгона, которое должно было служить своего рода вьетнамским фасадом постоянно растущего военного здания, возведенного американцами.

В 1965 году начальники штабов предупредили министра обороны США Роберта Макнамару в отсутствии и правительства в Сайгоне какой-либо реальной политической и экономической структуры, нестабильности центрального правительства, низкого морального духа в руководящих кругах и плохо подготовленных государственных служащих.

"Решение этих проблем, в основном в политическом плане, имеет ключевое значение для окончательного подавления партизан", - заявляли военные.

APS

Несмотря на подобные предупреждения, американские лидеры продолжали обманывать себя, что все такие сложные вопросы можно решить еще большей военной силой.

Военные виноваты лишь частично

А поскольку причины окончательного поражения Соединенных Штатов во Вьетнаме следует искать здесь, в следующих неудачах на поле боя не следует слишком сильно винить военных, хотя некоторые из них определенно там не прославились.

В 1964 году Уильям Уэстморленд был счастлив получить самую важную командирскую должность, предоставленную любым американским военным после Корейского перемирия. Но уже четыре года спустя, когда он возвращался в свою страну, он, должно быть, проклял свою судьбу после того, как испытал унижения, когда весь его народ считал его неудачником и слабаком.

Экономика и культура

Даже игнорируя такие очевидные последствия, американские политики не могли предсказать, какое влияние на экономику и культуру крестьянского общества в далекой Азии окажет направленная туда огромная армия иностранных солдат.

Вьетнам вовсе не был единичным случаем, как и все военные интервенции западных стран в отдаленных уголках земного шара, независимо от стоящих за ними благородных намерений.

С самого начала коммунисты имели огромное пропагандистское преимущество, потому что, в отличие от своих врагов, большую часть времени они оставались практически незаметными для простых людей.

Коммунистический террор

Они шли по знакомой земле легко и тихо, а американцы катились по ней, словно гигантские существа из фантастических фильмов, с которыми, кстати, их любили сравнивать образованные вьетнамцы, нарушая покой жителей и уничтожая все, что встречали на своем пути.

Даже в XXI веке западные военачальники, похоже, не понимают, какое это безумие посылать своих солдат "сражаться во имя простого народа", в то время как они носят большие тонированные очки, шлемы и бронежилеты, что делает их почти такими же посланными на убийство роботами, которых невозможно полюбит.

И на Севере, и на Юге, где бы ни появлялись коммунисты, они сеют террор и отнимают у людей личную свободу. Вопреки огромному обожанию, которое западные левые испытывали к Хо Ши Мину и Ле Зуану, они держали бразды правления бесчеловечным режимом в высшей степени тоталитарным.

Тем не менее, их полномочия на управление по-прежнему казались более убедительными, чем утверждения другой стороны конфликта. В большинстве обществ, включая сегодняшние Соединенные Штаты, жители провинции инстинктивно не доверяют своей столичной элите.

APS

Такие антагонизмы особенно резко обозначились в Южном Вьетнаме, где Сайгон считался воплощением французской колониальной культуры, а не собственным образцом цивилизации.

Лишь немногих интересовали детали марксистско-ленинских теорий, но многие из них были обмануты обещаниями земельной реформы, которая избавит их от невыносимого ига землевладельцев и кредиторов, а также лозунгами введения вьетнамского правления в интересах государства. 

"Нет никакой надежды. Рано или поздно мы проиграем"

Южанин Чау Фат сказал: "Коммунисты могут постоянно напоминать нам о том, как унизительно находиться под чьей-то оккупацией". Его отец  с Севера твердил ему с самого начала войны: "Надежды нет. Мы рано или поздно проиграем".

Вьетнамцы с Севера по-прежнему получали деньги и оружие от своих советских и китайских партнеров, но жители Юга никогда не видели иностранных спонсоров, но часто имели возможность увидеть своих соотечественников-коммунистов, явно лишенных каких-либо материальных благ. С другой стороны, они каждый день наблюдали за бесстыдным накоплением состояния американцами в Сайгоне.

APS

Даже обычные крестьяне понимали в этой ситуации, что правящие на Юге люди, независимо от того, носят ли они форму или смокинги, утром даже не встанут с постели, не спросив предварительно у своих "длинноносы"» хозяев, какую ногу им сначала поднять

Нет надежных союзников

Однако лишь немногие американцы осознавали большой вред делу, которое они продвигали таким демонстративным выставлением напоказ своего господства.

Победа коммунистов явилась результатом в меньшей степени военных достижений Армии Северного Вьетнама и Вьетконга, а в большей степени - из-за того, что они были вьетнамцами. Ханой неоднократно лгал о самых разных вещах, но одно с самого начала говорило правду: лидеры режима в Сайгоне всегда были всего лишь марионетками.

APS

Иногда можно услышать, что между войной во Вьетнаме и борьбой Запада в таких странах, как Ирак и Афганистан, в XXI веке нет параллелей. Однако совершенно очевидно, что Соединенные Штаты и их союзники все еще пытаются превратить свои успехи на поле боя в разумную и умелую политику.

Надо было лучше бороться со злоупотреблениями

Однако, поскольку эту войну нельзя было выиграть на поле боя, Соединенные Штаты могли, по крайней мере, изо всех сил стараться ограничить любые злоупотребления своими вооруженными силами, в результате чего их образ нации, несущей ценности цивилизации в мире, продолжал меняться.

Частое представление о том, что обычные американские парни, посланные воевать за границу, продолжают оставаться приличными соседскими парнями, было всего лишь иллюзией. Одни - да, другие - не обязательно. Солдаты учатся убивать.

На войне они также ведут полуживотный образ жизни, который притупляет в них всякую чувствительность. Многие из них перестают ценить жизнь случайных людей, которых они даже не знают, особенно когда потери с их стороны только увеличиваются.

Непросто контролировать поведение молодых людей, которые оснащены смертоносным оружием и которые, как и большинство солдат большую часть времени, боролись с жарой, иногда с холодом, затем с голодом, а затем с грязью и жаждой, диареей или запором, одиночеством, усталостью и дезинформацией, и им было особенно трудно отговорить их от того, чтобы держать свои нервы под контролем и убирать пальцы со спусковых крючков, поскольку это был для них самый надежный способ остаться в живых.

Военные преступления

Опыт СССР и нацистов показывает, что безжалостные оккупанты способны подавить любое сопротивление, используя чистую силу. Но во Вьетнаме американские вооруженные силы оказались достаточно обременительными и проявили достаточно расового презрения - и в то же время оскорблены кровавыми наклонностями - чтобы заслужить враждебность местного населения, и в то же время не были настолько жестокими, чтобы отговорить крестьян от поддержки коммунистов.

Американцы сожгли столько вьетнамских деревень, что им удалось вызвать возмущение мировой общественности, и в то же время так мало, что местное население продолжало укрывать партизан.

APS

Столь же пугающей была готовность их соотечественников устраивать зверства, такие как бойня в Май Лай или что-то подобное: опрос общественного мнения 1969 года, проведенный журналом Time, показал, что до 69 процентов американцев подписались бы под заявлением "Такие дела... Они всегда случаются на войне".

Между тем, мера зрелости данного общества не зависит от того, проявляют ли его солдаты склонность время от времени к жестоким действиям, а зависит от того, есть ли на них социальное и институциональное согласие, как это было в случае с гитлеровской политикой.

Эксцессы, которые происходили американскими войсками во Вьетнаме, ни в коем случае не были обычным явлением, но также происходили достаточно часто, чтобы сами вьетнамцы осознали, что в глазах многих американцев в военной форме они неполноценны, и их жизнь стоит гораздо меньше, чем жизнь "длинноносых".