Конечно, они возникли из-за дефицита, переходного периода перестройки, а позже — приватизации. А организация очередей была очень грамотной. То есть, продавцы и обыватели понимали, что без них не обойтись, поэтому нужно было сначала идти присмотреться к товару, потому на кассу, чтобы оплатить, а потом снова за товаром, чтобы забрать его с чеком.
Если в каких-нибудь магазинах появлялись дефицитные товары, то такая схема не работала, так как очереди превращались в неорганизованную толпу, например, охотящуюся за мебелью. Каждому приходилось присваивать номер, который записывали буквально на лодочке, а потом нужно было ездить с ним и отмечаться, чтобы твой товар не отдали другому (следующему) желающему.
Существовали даже съемы того, как запомнить особые приметы людей, которые стоят перед следующим в очереди. Все очень бдительно следили за тем, чтобы кто-то не проскочил вперед, а также, чтобы тот, кто стоит впереди не ушел без предупреждения.
За дефицитным товаром советский человек мог провести в очереди от нескольких часов до нескольких дней. Причем, если это было лето, то безусловно, он испытывал духоту, тесноту и в целом дискомфорт. Например, в ЦУМе средняя очередь за обувью составляла 3,5 часа, а тянулась до перекрестка на улице. Причем узнать стоимость товара заранее или наличие размеров было довольно проблематично.