Вот, как нужно бороться с учительским абьюзом

Тема школьной травли часто обсуждается в плане взаимоотношений между детьми в классе, когда какая-то достаточно сплочённая группа учеников держит в страхе всех остальных или выбирает одну «жертву» из наиболее слабых и незащищённых детей.

Но есть ещё одна сфера отношений, где могут иметь место не менее разрушительные для ребёнка насильственные приёмы воздействия – это отношения с токсичным педагогом.

Педагогическое насилие

Учителя старой советской школы, к сожалению, привыкли относиться к ученикам не как к людям, которым они должны помочь вырасти и приобрести знания, а как к неприятной проблеме, которую надо решить любой ценой.

Современные учителя частично унаследовали эту нехорошую традицию, кроме того, загруженность бюрократической отчётностью и прочие объективные проблемы сегодняшней российской школы не позволяют большинству учителей работать с детьми спокойно и вдумчиво.

Использовать насилие в повседневной учительской работе зачастую весьма соблазнительно: запугивая и третируя учеников, можно быстро установить дисциплину, повысить успеваемость, а заодно сбросить напряжение от перегрузки или каких-либо личных проблем педагога.

Роль учителя в жизни ребёнка

Учитель – первый после родителей самый важный человек в жизни каждого школьника. Власть учителя над неокрепшей детской психикой очень велика, что накладывает на него огромную ответственность за результаты формирования характера и склонностей юного человека.

Он ежедневно оценивает успехи ребёнка в учёбе, а от этого зависит насколько ученик будет гордиться своим «трудом» или стыдиться его результатов, с оценками косвенно связаны взаимоотношения ребёнка с родителями и одноклассниками. Отношение учителя во многом формирует самооценку школьника и определяет его место в коллективе, показывает границы допустимого поведения по отношению к нему. Кроме того, учитель играет ведущую роль в воспитании у ребёнка мотивации к учёбе и склонности к отдельным предметам.

Вербальное и невербальное насилие

Повышение громкости голоса, или крик, — это то, на что наше тело реагирует автоматическим повышением уровня адреналина и учащённым сердцебиением. Крик сигнализирует об опасности и вызывает испуг, это работа эволюционного механизма, обеспечивающего выживание. В школе многие учителя используют крик в качестве единственного способа общения с классом, уверенные, что иначе им не удастся привлечь внимание всех учеников.

Таким образом, с одной стороны, дети постоянно находятся в стрессовой ситуации, а с другой, привыкают к повышенным тонам и постепенно перестают воспринимать адресованные им громкие звуки, как нечто необычное. В итоге это может привести к игнорированию сигнала в реально опасной ситуации. Угрожающая мимика, «нависающие» позы и резкие жесты несдержанного раздражённого учителя могут также служить стрессообразующими факторами для детей.

Переход на личность и оскорбления

Учитель должен оценивать работу ученика, а не его личность и умственные способности. Высказывания педагога призваны мотивировать ребёнка на поиски и исправление допущенных ошибок, а не транслировать негативное мнение о нём самом и внушать чувство тревоги и беспомощности.

Многие учителя используют некорректную критику в адрес детей, надеясь таким образом пробудить в них азарт и «спортивную злость», но на деле эффект получается противоположный: ребёнок замыкается и теряет веру в свои силы.

Ещё худшие последствия производит унизительное сравнение ученика с его товарищами, более успешными в данный момент. Прилюдное обесценивание личности и труда ребёнка может не только понизить его самооценку и убить мотивацию к учёбе, но и спровоцировать коллективную травлю «неудачника».

Недопустимость оценки личности школьника распространяется также на его внешние черты. Учитель не должен уничижительно отзываться об особенностях внешности и телосложения школьника, о его одежде, цвете волос и причёске, об аксессуарах или макияже.

Ребёнок приходит в школу учиться, и в этом процессе важна его сосредоточенность и внутренний комфорт. Обсуждение внешнего вида ребёнка заставляет его сомневаться в себе, ощущать стыд, тревогу или вину. Атмосфера образовательного процесса и ощущение безопасности утрачиваются, снижается концентрация на предмете и мотивация к учёбе.

Опубликовано: Ангелина Крент

У Вас есть история?

Если у Вас есть интересная история которую хотите предать огласке - обращайтесь.

Телефон для связи с редакцией:

+375 (25) 640-22-40

 

{[{ article.headline1 }]}

{[{ article.headline2 }]}

Фото статьи
{[{ article.mainImage.comment }]}

Опубликовано: {[{ article.author }]}