Как трагедия в аэропорту Манчестера спасла сотни пассажиров во время авиакатастрофы в Токио

Когда самолет остановился, салон внезапно наполнился густым черным дымом, который вызвал панику среди пассажиров с последующим быстрым движением вперед по проходу.

Многие пассажиры спотыкались и падали в проходе, вынуждая других перебираться через спинки кресел в центральную зону салона, которая была свободна до того момента, как был открыт правый выход в крыло.

Пассажир с переднего ряда кресел оглянулся, ожидая выхода из самолета, и увидел массу людей, сбившихся в кучу и борющихся в центральном отсеке, очевидно, неспособных двигаться вперед. Он заявил, что ‘люди выли и кричали’.

Этот ужасающий момент о разворачивающейся трагедии взят из официального отчета о последнем смертельном происшествии с участием British Airways.

22 августа 1985 года Boeing 737, принадлежащий чартерной компании British Airtours, дочерней компании BA, разогнался по взлетно-посадочной полосе в аэропорту Манчестера, следуя в пункт назначения Корфу. Из-за отказа двигателя начался пожар. Пилоты прервали взлет, остановили самолет и отдали приказ об экстренной эвакуации.

В последовавшем хаосе только 83 человека (пассажиры и члены экипажа) выжили. Один из первых выживших скончался шесть дней спустя, в результате чего число погибших достигло 55 - большинство из них погибли от смеси ядовитых газов.

Многие выжившие с передних шести рядов кресел описывали клубы густого черного дыма, поднимавшиеся к потолку и быстро распространявшиеся по салону.

Достигнув носовых переборок, дым свернулся, начал перемещаться в корму, опускаясь и заполняя салон. Некоторые из этих пассажиров оказались охвачены дымом, несмотря на то, что находились в непосредственной близости от носовых выходов.

Все описали один вдох как обжигающий и болезненный, немедленно вызывающий удушье. Некоторые прикрывали рот одеждой или руками, пытаясь отфильтровать дым; другие пытались задержать дыхание. Они испытывали сонливость и дезориентацию и были вынуждены ощупью пробираться вдоль рядов кресел к выходу, подвергаясь толчкам.

Почти 40 лет спустя, 2 января 2024 года, самолет Japan Airlines Airbus A350 получил разрешение на посадку на взлетно-посадочную полосу 34R в главном аэропорту Токио Ханеда.

Маленькому винтомоторному самолету Dash-8, принадлежащему береговой охране Японии, было приказано держаться подальше от взлетно-посадочной полосы, но – как мы теперь знаем из сообщений диспетчерской службы воздушного движения – он отклонился от нее.

Роуленд Берли, бывший пилот Boeing 747 Cathay Pacific, который много раз летал в Ханэду:

Похоже, парень в Dash-8 выстроился в очередь без разрешения. Я понимаю, что он выруливал уже час, так что ему, вероятно, не терпелось уехать – очень "настроенный на поездку". Просто странно, что он не поднял голову и не увидел приближающийся большой А350, который вот-вот приземлится прямо на него.

Просто так печально, что ночью пилоты A350 на самом деле не видели этого парня перед собой. Я могу это понять, потому что вокруг много огней, все очень ярко, город совсем рядом, Иокогама [крупный порт] и прочее, так что было бы много путаницы с другими огнями вокруг.

Самолет Japan Airlines A350 врезался в Dash-8, и оба самолета загорелись. Капитану самолета береговой охраны удалось спастись, но пятеро его коллег погибли.

Объятый пламенем пассажирский самолет проехал 1 км по взлетно-посадочной полосе. На борту: 367 пассажиров, в том числе восемь младенцев в возрасте до двух лет, и 12 членов экипажа. Система громкой связи дала сбой, что означало, что бортпроводникам пришлось кричать и использовать мегафоны, чтобы отдать приказ об эвакуации. Из-за пожара, охватившего большую часть самолета, можно было воспользоваться только тремя из восьми аварийных спусковых механизмов.

Обстоятельства до сих пор сильно напоминают трагедию British Airtours в Манчестере, но при этом риску подвергается почти в три раза больше людей.

Тем не менее, все 379 человек спаслись из самолета. Что касается физических травм, то не было ничего хуже ушибов; эмоциональные потери от участия в ситуации, близкой к смерти, можно только представить.

Катастрофа в Манчестере помогла спасти их жизни. Авиакомпании отличаются жесткой конкуренцией – за исключением самого важного аспекта из всех: безопасности.

Авиационная отрасль основана на открытых совместных расследованиях. Важно не распределять вину, а защитить будущих пассажиров, извлекая уроки из трагедии.

Гибель 55 человек в хаотичных обстоятельствах в Манчестере многое изменила. Освещение пола для направления пассажиров к выходу обязательно. У этих выходов предусмотрено минимальное пространство и поручни для бортпроводников, чтобы они могли помочь пассажирам спастись.

В Манчестере бортпроводники, включая двух молодых стюардесс, которые погибли, пытаясь спасти жизни, образцово выполняли свои обязанности. Но им нанесли смертельный удар: в пылающем самолете, наполненном смертоносными парами, пассажиры столпились у выходов, и экипаж физически не смог вовремя извлечь людей.

Хотя Boeing 737 был сертифицирован для эвакуации в течение 90 секунд, события в Манчестере не имели никакого сходства с параметрами испытаний.

Пассажиры, находившиеся в надкрыльевых люках, не понимали, ни как открыть аварийный люк, ни что делать с тяжелой металлической плитой, когда, наконец, она была открыта. 

Вероятность того, что типичный член экипажа столкнется с экстренной эвакуацией в ходе своей карьеры, крайне мала. Крис Хэммонд проработал пилотом 43 года, сначала в предшественнице BA BOAC, а затем капитаном EasyJet.

Теперь он выступает от имени Британской ассоциации пилотов авиакомпаний (Balpa).

У меня было, вероятно, три или четыре инцидента, которые могли закончиться эвакуацией, если бы все пошло не так. Этого не произошло. Мне никогда, никогда не приходилось нажимать кнопку эвакуации. Да, есть кнопка – она находится на верхней консоли. Кнопка эвакуации включает всевозможные сирены и так далее и указывает бортпроводникам, что они могут выполнять свои действия.

Бортпроводники могут сами инициировать эвакуацию. Если они не получают ответа от диспетчерской, это может быть потому, что диспетчерская отключена, так что в их компетенции начать эвакуацию самостоятельно.

Бортпроводники сосредоточены на том, чтобы помочь пассажирам пережить авиакатастрофы, в которых можно выжить.

Старый мудрый капитан воздушного судна, который работает водителем KC-10, опубликовал статью на X, в которой подводятся итоги экстренной эвакуации. По его словам, бортпроводников обучают кричать на пассажиров, чтобы спасти жизни.

Ты подчинишься. Никаких "а что, если я не подчинюсь?’ Ты будешь действовать быстро, потому что они используют психологические средства, чтобы заставить тебя действовать.

Если вы остановитесь у горки, с вами не будут разговаривать. Вы спускаетесь по горке, и быстро. Они эвакуируют всех в течение 90 секунд. Вы можете получить травмы у подножия горки, но это лучше, чем сгореть.

379 человек - пассажиры и члены экипажа - не сгорели, но самолет стоимостью 100 миллионов фунтов стерлингов сгорел.

Мы любим наши самолеты, но они существуют для того, чтобы доставлять нас к месту назначения. Они созданы для того, чтобы жертвовать собой, чтобы защитить вас, если возникнет необходимость, и позволить вам быстро сбежать.

На следующее утро после кошмарной посадки от обломков Airbus A350 почти ничего не осталось. Фюзеляж был изготовлен из композита на основе углерода, который отличается высокой прочностью, малым весом, долговечностью и, как оказалось, безопасностью.

Федеральное авиационное управление США (FAA) заявляет:

Алюминий плавится при температуре 660 ° C при крупных пожарах. Обычно для композитного материала температура разложения, вызывающая горение, составляет 300-500 ° C, но при горении он сохраняет структурную целостность.

Следователи сейчас копаются в тлеющих углях в поисках “черного ящика” - речевого самописца кабины пилотов, который покажет, как отреагировали пилоты.

Возможно, через год окончательный отчет об аварии расскажет полную, леденящую душу историю. Сотрудники служб безопасности мировых авиакомпаний внимательно прочтут его.

Представитель Virgin Atlantic:

Безопасность наших клиентов и экипажа всегда будет нашим приоритетом номер один, и мы постоянно пересматриваем наши процедуры в соответствии с передовой практикой и событиями, происходящими в нашей отрасли по всему миру.

Как только Совет по безопасности на транспорте Японии подготовит окончательный отчет, мы рассмотрим его и, если применимо, учтем любые выводы.

Однако до этого поведение пассажиров должно начать меняться, говорит Крис Хаммонд из Balpa. Пилоты будут “подчеркивать, что необходимо следить за инструктажем по технике безопасности“ – возможно даже им придется сказать: "Такое может случиться. Если вы мне не верите, вспомните японский рейс ”.

Однако выживание всех пассажиров пассажирского самолета не было чудом. Это стало свидетельством тщательной подготовки и культуры безопасности, не имеющей аналогов ни в одной другой отрасли.

После катастрофы в Манчестере British Airways демонстрирует выдающиеся показатели безопасности полетов, а ее конкуренты – Virgin Atlantic, EasyJet, Jet2 и Ryanair – не пострадали в авариях со смертельным исходом.

Из трагедии был извлечен главный урок - обеспечение максимальной безопасности.